Пространственная структура додзё обладает особой символикой. Каждая зона додзё имеет свой особый смысл и предназначение. Одни зоны открыты для вас, в других находиться не следует. Входя в традиционный додзё и покидая его, нужно соблюдать особые правила. Разумеется, это не вопрос жизни и смерти, однако внимание к деталям конкретной ситуации, в которой вы наход итесь, — это не только необходимое качество воина, помогающее ему прожить те несколько секунд, которые отделяют его от победы, но и эффективный способ отделаться от на-зойливого бормотания «голодных духов». Заметьте, что эти «духи» никогда не находятся в том же месте, что и вы. Они постоянно пытаются отвлечь вас от настоящего момента, от реальной ситуации, в которой вы пребываете. И в этом — их главная слабость и ваш шанс одержать над ними победу. Кроме того, не забывайте, что уроки, которые вам преподают в додзё, — это лишь абстрактные знания, которые станут реальными только в том случае, если вы будете изо дня в день применять их на практике за пределами додзё. Не принимайте палец, указывающий на луну, за само ночное светило.
Пространственная символика додзё восходит к глу-бокой древности и не является уникальной для японской культуры. Соотнесите четыре стороны тренировочной площадки в додзё с четырьмя сторонами света. Как и при работе с компасом, ориентироваться следует по направле-
нию на север. Северная сторона додзё называется «по-четным местом» (Jкамидза). Это — главное место додзё, отведенное для учителей и почетных гостей.
Нередко в области «почетного места » располагается невысокий помост, на котором может размещаться цветочная композиция (бонсай), меч или барабан. На стене за помостом обычно вешают каллиграфический свиток (какэдзику) или портрет основателя той школы боевого искусства, которой следуют в данном додзё. Иногда на «почетном месте» помещают государственный флаг Японии, а иногда — эмблемы данного боевого искусства. Одним словом, в различных додзё «почетное место» украшают по-разному. Иногда весь декор северной части зала сводится к маленькому традиционному синтоистскому алтарю, расположенному, как правило, в высокой стенной нише. Так, в частности, было оборудовано «почетное место» в том додзё, где я обучался айкидо во время пребывания в Фукуоке.
Повторю еще раз, что символическая роль севера как места, отведенного для самых выдающихся мастеров, известна многим культурам. В Китае тай-цзи цюань иногда называли «Кулачным боем Полярной звезды», и последователи этого искусства перед тем, как приступить к отработке форм, обращались ^ицом к северу. Север повсеместно ассоциируется с опасностью или злом. Кулачные бойцы Полярной звезды обращались лицом к северу в знак того, что они готовы встать на защиту всех окружающих. У индейцев-апачей воины во время ритуальных танцев занимают место на севере, оберегая от опасности юг, где находятся женщины и дети. В традиционной культуре индейцев племени навахо, как и в Японии,-'бевер связывался со смертью. К примеру, покойных выносили из хогаи (традиционного жилища индейцев-навахо) через отверстие в северной стене.
«Нижнее место» (симодза) расположено в южной части додзё. Здесь сидят ученики. Это место связано с молодостью, ростом, надеждами, будущим. Иногда говорят: «Ни одно учение не приходит с юга». У этой пословицы множество значений, но основной ее смысл состоит в том, что ученики не должны переговариваться друг с другом и поучать друг друга во время занятий.
«Верхняя сторона» (дзёсэки) расположена на востоке. Здесь сидят посетители, а также учитель — в том случае, если камидза занял почетный гость. Если додзё переполнен, то у «верхней стороны» садятся старшие ученики. Во время испытаний, проходящих в додзё, у восточной стены обычно размещаются экзаменаторы, а у западной — экзаменуемые.
«Верхняя сторона» — сторона востока, восходящего солнца, — также ассоциируется с просветлением. После того как ученики и учитель обменяются поклонами в начале или в конце тренировки, некоторые последователи будо поворачиваются лицом к востоку и кланяются также в этом
|